Вы никогда не забываете, кто Вы - ведь на подкладке у Вас пришита бирочка
Возвращаюсь к Иркутску, к тамошним храмам. Обойти удалось не всё – времени всегда недостаёт. Однако на глаза попалось очень много.
Сильнее всего хотелось, конечно, к свт. Иннокентию Иркутскому; я надеялась если не увидеть, то хотя бы угадать следы.
В Знаменском монастыре , старейшем в городе, поснимать не удалось – как раз служили. Но ведь НЕ ЗАПРЕЩЕНО! И это в Иркутске меня бесконечно радовало: везде – можно. Вот заходи и снимай, спросясь. Внутри там, впрочем, вычищено всё, что можно , по стенам свежие простенькие росписи гирляндами и только; да по нынешним временам отсутствие купеческой красивости – уже счастье.
Я сняла только притвор с косо врезанным порталом; зато сквозь открытую дверь чуть-чуть видна рака с мощами свт. Иннокентия:

1.


Окрестности наступают – зато стройно, бело и в общем тактично:

2.


Храм в архитектурном отношении выглядит гибридом простых, солидных геометрических форм и мелкого, очень «северного» декора. Крыши теперь выкрашены плотными синими и зелёными колерами – а будь они серыми или там медными, эффект резных белых стен и кудрявых окошек на ровном белом сделался бы ещё сильнее.
За алтарём – могила супергероя-Шелихова, о котором в Иркутске не забывают. Прежде она выглядела вот так, да и сейчас имперский дух не повыветрился.

3.


Имперский с прибавлением каких-то тайных знаков и кивков. Мы загляделись на процветшие лавром бороды.

4.


Внешние стены расписаны посерьёзнее, чем интерьеры:

5.


Вообще я там всякого нагляделась, даже не ожидала такого количества, мнэээ, изобретательности и свежести мысленной. Над святителем вот Спасителя треугольно обрезали и облачком, значит, для амортизации прикрыли.

6.


Свт. Софроний тоже есть; святительских икон в иркутских храмах много, да беда как и по всей стране – глядишь на всё это , эээ, _пониманием_ : слава Богу, что хоть б\м прилично писаны.

7.


Храмы в Иркутске все как есть посажены ооооочень торжественно, что ли; и в нынешней городской среде ничем не закрыты – а те, что у Ангары, так и вообще мало что потеряли в градостроительном отношении. Не все, однако, приведены в должный вид. С должным видом там, как бы это сказать, обстоит тоже сильно на послесоветский лад: красиво – значит полированным гранитом облицевать всё что можно и побелить-покрасить поровнее. Деньги, впрочем, чувствуется, не московские; так и хорошо, всё можно будет со временем вернуть в приличный вид. Тут хоть окна не растёсывают и пластиковыми рамами не сильно-то украшают.

По дороге как раз к Знаменскому увидели ещё узнаваемые храмовые очертания; хороший в Иркутске северный ампир, просто очень хороший. Остаётся надеяться, что строительные леса означают реставрацию того, чего надо.
А таблоид вещает горькое; напротив – закрытый ликёрный завод .

8.


+++++++
У реки, в самом видном открыточном месте стоит собор, вылизанный и пестро расписанный до самых маковок.

9.


Рядом – ещё один очень мощно выглядящий храм, я о нём в следующий раз расскажу – вот он, справа. А слева – мы гуляем по двухэтажному гульбищу и смотрим на тяжеловесную, внушительную колокольню; позади нас река Ангара, справа-впереди – центральная площадь городская со всем полагающимся набором.

10.


11.


Под колокольней – внутренний дворик с расписным забором; справа виден шпиль католиков, очень славный у них храм. Сейчас там играют органные концерты, мы никак не попадали, к сожаленью :\

12.


Вход в весёлую колокольню поближе:

13.


Перед входом висит крупная плашка с первым святителем Иркутским. Грустно и обидно мне за рисунок.

14.


В притворе царит то же мелочное, многосоставное, перенасыщенное письмо:

15.


Фрагмент покрупнее - чтоб понятно было, что тут есть огорчительного.

16.


Самый красивый во всём храме кусок – арка при входе.

17.


Без доп. освещения и на ходу снимала, качество соответственное. Но очень уж мне эти головы понравились:

18.


Три медальона совсем крупно:

19.


20.


21.


Вот, а дальше трапезная часть: тут страшно темно, лампы жёлтые-прежёлтые.

22.


Потолок над паникадилом-1 покрупнее; наглядные сюжеты – весь семнаццатый обзавидуется.

23.


Следующий свод тоже весь такой подъярослапской,

24.


А цвет я очень постаралась вытянуть в сторону того, что видели глаза:

25.


26.


27.


Вот стою в середине трапезной, развернувшись ко входу никто меня не гоняет с тряпкою :

28.


Всё там у них так и полыхает, так и полыхает:

29.


30.



Кое-где на стенах становится чуть спокойнее; только лучше б всё это разглядывать издалека, не приближаясь. Но к Серафиму я не могла не подойти.


31.


Работы внутри ещё продолжаются; может, приглушат-то вопиющее, ну хоть где-нибудь.

32.


В простенках освещение становится чуть лучше,

33.


а затем, в основном и боковом притворе вновь наступает полумрак. Боковой иконостас здорово выпадает из общего стиля; тоже свеженаписанный – да, видно, другими людьми.

34.


В тамошних крестовых сводах тоже вовсю полыхает, и сюжеты западностенные:

35.


36.


Зелёные трогательные ручки держат свиток через всё небо:

37.


Арки и углы тоже забиты фигурами и вписанными куда только можно сюжетиками под завязку.

38.


39.


40.


Перемещаемся под купол, к основному иконостасу – тут доверху сплошь русские святые:

41.


Я бы, пожалуй, решилась назвать эту сверхподробность и детализированность изнурительной. И вечно сбивающийся масштаб утомляет мои провинциальные, мало видевшие глаза.

42.


О качестве письма говорить не буду – думаю, оно очевидно.

43.



За такие анатомические кунштюки и нежелание иметь дело с человеческими головами в частности студентов наших ругают нещадно.

44.


На противоположной стене, видно, рука потвёрже приложилась:

45.


Вот новомученики покрупнее:

46.


А по флангам снова много ученического, и мелочь, которая меня страшно цепляет: текст на свитках вбит в полосы иного оттенка. Ну что за мода такая безостановочная – работать бездумно с альбомами :\

47.


Царевны и царевич, _терпят_ до сих пор.

48.


Иконостас в работе, устанавливают верхние ряды.

49.


Внетемная резьба, ещё (?) без позолоты:

50.


И общий вид на главный иконостас. Внизу видны отдельные иконы свт. Иннокентия, Петра с Павлом и Крещение Господне, ниже покажу их фрагменты.

51.


52.


53.


54.




@темы: orthodoxy, байкал_иркутск