Последнее сильное впечатление в Аризоне – музей Фрэнка Ллойда Райта, его бывший дом. Как-то язык не поворачивается применить к нему советский термин «дом-музей»: очень тут всё действующее, _неподлинных_ фрагментов нет, и здание вовсю используется по прямому назначению.
Райт мне страшно нравился, когда я училась: да кому он не нравился, все эти дома с водопадами и хитро применённые бетонные конструкции, да осознание почти-недоступности, да ушедших довоенных ароматов.
В общем, мы приехали. Это натуральное _поместье_, посреди кактусопустыни и с соответствующими видами. Уже не вспомню, что там было с фотосъёмкой: кажется, попросили снимать после экскурсии? Словом, фотографии почти все не мои: две сделала Ата, остальные взяты вот отсюда.
Я чего ещё прицепилась к Ф-Л Райту: он много лет проработал в Японии, там его очень ценили
1.
Дом огромен, он – комплекс с галереями, внутренними двориками и садиками. Все пространства, как мне показалось, организованы одним из двух способов: или преиспещрены, или отлично, сказочно хорошо организованы. Испещрённых, кажется, больше.
2.
В испещренных полно мелких вставных начинок и деталей, разглядывать которые получается только в отрыве от самого пространства. Вот, к примеру, наша подруга снимала фонтанчик при въезде (вода там, к слову, и вправду голубая):
3.
А сама входная группа выглядит куда менее, ээ, естественно, всё такое _сделанное_.
4.
Зато сам дом начинается прямо с главного: с проектного бюро.
5.
Тут мне стало оч хооршооооо ) Знакомые размеры, знакомое очень комфортное освещение :крыша – из полотняных кусков ткани, бледно-палевых, пропускающих отличный процент рассеянного нережущего света. Так и сидела бы с карандашами *__*
6.
Райт не жил в Талиесине зимой; проектировал жилище соответственно под себя, на сухие сезоны; в сезон дождей крыша течёт таки. В общем, содержание Талиесина обходится в почти космические деньги, но ноблесс оближ, и себя они обеспечивают.
Сидела я вооон в том дальнем углу, за цветочком: внезапно оказалось, что это любимое райтовское место, там сделан его знаменитый снимок .
7.
А красненькие стулья, о чём с гордостью упоминал дивный экскурсовод, вывезены из того самого токийского исчезнувшего отеля «Империал». Вообще любовь к
8.
…тентовые конструкции крыши ужасно эффектно выглядят снаружи. К бетону и крупным булыжникам я, советскоэ дитя, присмотрелась уже до слепоты, до почти неприятия; поэтому сложно было видеть здесь особенную прелесть обнажённой фактуры и бррррутальность конструкции. Но она безусловно есть, нужно вспоминать, как рассматривать учебник всемирной архитектуры и каждую картинку видеть свежо: будто мир вчера создан.
9.
Ещё тенты на полянке: это специальное как бы место для усиленного проектирования. Сейчас здесь занимаются студенты архитектурной школы, и я ни-мед-линна обзавидовалась, припоминая собственные учебные аудитории. В Талиесине по-настоящему хочется пожить подольше, уж очень хороши пространства.
Зато – снова по свидетельству гида
10.
Внутри палатки )
11.
Дом выстроен в полном соответствии с
12.
Горизонтальность, да. В Талиесине низкие потолки, крошечные двери (в _мой_ рост) и уууузкие коридоры. Аааааа, половину детства я прожила в коммуналке.
Но какой здесь. свет Закачаешься.
13.
И ведь нашлись люди, которым нравится идея низких потолков. Хехе.
14.
До того нравится, что эти низкие потолки впоследствии увешали лампочками. Новый дезигн (впрочем, уже не такой уж и новый) наступает, беззастенчиво и германским клином, ага.
15.
Фрагмент низенькой двери, над которой покудахтали все: и маленькая-удобная, мол
15.
Ещё как особенный признак повышенной европейскости гид упоминал стропила. Они квадратные в сечении -- ооо, надо же, хором отзывается эхо группы.
16.
И снова подчёркивается необработанная поверхность материалов, структура дерева и камня.
Что мне в этом очень симпатично, так это игра света и тени, созданная всеми этими вынесенными \ нескрытыми конструктивными элементами. За что мне в детстве нравились конструкторы: сама по себе возможность создать _объект_ не была такой уж ценной: степень сходства заведомо мала. А вот работа,
сопромат – это дааааа.
17.
ВП после влюблённости в этот дом захотел тут же строить из кубиков. Его квазиархитектурные интересы здорово меня поддержали: я опасалась, что райтовский дом не будет ему интересен. Он играет в какие-то игрушки-конструкторы, собирает интерьеры из готовых каминов-бассейнов-арок. Игрушка мне не понравилась, не тому она учит, ей же ей; однако сам интерес дорогого стоит. Мы с ним оценили вот этот узел, он называется «Пианино на крыше»:
18.
Это – кто бы подумал, а - i> _кампанилла_,<</i> а даже с колоколомЪ. Сопряжена она с большими пространствами учебных аудиторий, а внутренний дворик, узенький и миниатюрный, отчасти заполнен водой. Назвать это бассейном у меня не получается: ширина водоёмчика не более метра, а глубина как у средней лужицы.
Но очень хорош, очень.
19.
Окна-бойницы, кстати, принадлежат тёмному кинозалу. Он подсвечивается исключительно снизу, круглый стол посредине, стены увешаны всяким околомексиканскими со шнурками и масками. Так напомнило мыс Ая.
И кстати о бойницах: вентиляцию Талиесина привели в порядок только в 80-х. При жизни Райта здесь было _жарко_.
Вот такая вот органик аркитекча.
Ещё одно развеселившее место: дверь во внутренних садах. Хи-но-мару, ага.
20.
Немного о начинке дома: она несёт максимально сильный отпечаток тогдашнего дизайна. Теперь я хорошо понимаю, откуда растут ноги у нового американского дизайна: кажется, он эти рамки так и не покинул. Только в Талиесине – бездна вкуса по сравнению с.
Хотя вот лакированное фортепьяно под коровьей шкурой – сильно )
21.
«Складной» райтовский дизайн: мне тоже вспоминаются мебеля моего детства, простодушные и минималистичные. Однако как же силён эффект присутствия: сидя там, в Талиесине, внутри такой штуки, испытываешь прям ностальгию, и удовольствие от обивки, и ноги не свисают.
22.
Прочие его разработки малых форм собраны здесь в большом количестве, полосато-планочные напоминают мне честертоновского патера Брауна, попавшего в Америку, решать кааааак раз здешние загадки.
23.
24.
Жосский минимализм, две кровати (для _одного человека, да; это сам Райт так ворочался от бессоннницы, меняя географию)) Остальное сильно напоминает дачу.
25.
Мы попали не во все помещения, часть их активно используется сейчас (студенты арх. школы, приезжающие исследователи, проч.) зато показали нам
26.
27.
This entry was originally posted at http://maitai-1-again.dreamwidth.org/215673.html. Please comment there using OpenID.