В магазинах и рядом с ними снимать было неловко, конечно; о своей нерешительности я уже жалела не раз, жалею ещё; вот что у меня осталось.
Вход в крупный книжный магазин в торговой аркаде в Нагасаки; когда меня спрашивают вот так вот в лоб, читала ли я – ну что остаётся делать, если есть десять минут: заходить внутрь и убеждаться, что нет ещё, что вот сейчас хотя бы начну стараться )
Токийский «книжный» район Канда доверху набит книжными и букинистическими магазинами; страшное, страшное место. Между двумя книжными магазинами втиснут крошечный вспомогательный отдел с очками для неуёмных читателей.
Реклама для читающей публики оттуда же:
Иокогама; здания старых доков используются как торговый центр, довольно крупный. Я снимала как раз со стороны книжного магазина и поняла так, что вот эти террасы на кронштейнах принадлежат книжникам
А с дворовой стороны здания тропически озабоченные японцы выстроили подобие гавайской деревни – на весь сезон. Под пальмовыми навесами дети плещутся в резиновых бассейнах, их родители – вы правильно догадались – хлещут холодное пиво, едят еду и читают книжки.
Библиотека по соседству с замком Одавара – на таком же фундаменте циклопической кладки, в окружении рва с цветущими лотосами. Атмосфера легко воображается.
С противоположной стороны лотосового пруда – глициниевая аллея. Цветущих глициний мы, конечно, не застали, зато на всю окрестность орали во всё цикадье горло цикады.
Общий вид – под начинающимся дождём и пришедшими тучами – на всё-всё-всё:
Хакодатэ, вновь бывшие доки. Здесь они (их много, целый район занят блоками краснокирпичных низких строений) тоже отданы под торговый комплекс, между ними плавают катера и теплоходики. Вот в этом здании с одного торца пивное заведение, а с другого – интеллектуалу легко догадаться! – книжный магазин )
Боковой вход за книжками. Деревянные створы повторяют форму и размер прежних, доковых – во всю высоту здания. Впечатляет. Отсюда нужно выходить со стопкой книжек до неба.
Последний снимок, тоже из Хакодатэ. Дело было на музыкальном фестивале, куда мы исправно и в восторге ходили три вечера. Фотографов-любителей там было не меньше, пожалуй, чем музыкантов, много экзотичных. Вот эта мать двух некрупных детей пришла, вытащила из-за спины отточенным движением сложенный штатив, как вытаскивают меч из ножен – и живенько пристроила сверху фотоаппарат. Дети привычно и молча не протестовали.